Вечность воплощёная в камне

История надмогильного креста

Все народы схожи в одном. Кладбище является священным местом, где покоятся тела предков, родных, близких, друзей. Еще до возникновения христианства древние народы считали свои усыпальницы неприкосновенными и святыми.

Место захоронения принято как-то обозначать. У многих — просто холмик, у кого-то — плита. У христиан принято украшать место погребения знамением спасения, т.е. крестом. Крест из сосны устанавливают на могилу либо выбивают на надгробной плите. Кресты на могиле христиан являются молчаливыми проповедниками вечной жизни и воскресения.

Крест, поднимающийся к небу свидетельствуют о том, что тело христианина покоится в земле, а душа давно на Небесах. В зависимости от конфессии, крест устанавливается у ног или у головы покойного. Родные обязаны содержать могилку в чистоте и порядке. Вовремя поправлять крест, следить, чтобы он не покосился, был ухоженным.

Скромный крест из дерева или металла больше соответствуют верующему христианину, чем надгробия и монументы из дорогого камня. При желании крест можно покрыть лаком, установить табличку с датами жизни, либо украсить распятием или иконой. Кресты могут быть различными по конфигурации, украшенными атрибутами. Все это не имеет значения. Важно, что крест означает искупительную жертву, принесенную Господом нашим Иисусом Христом.

В Римской империи крестная смерть являлась позорной и мучительной казнью. Такой смерти подвергались самые злостные, отъявленные бандиты. Трудно представить насколько мучительной была смерть. Несчастный мучился от жажды, жары и насекомых, ночью — от холода. Распятие причиняло невыносимые страдания телу. Несчастного растягивали на кресте, положенном на землю, и прибивали гвоздями.

Историки считают, что эти гвозди (20-30 см длиной) забивались не в ладонь, а в запястье — сочленение мелких косточек, соединяющих ладонь с предплечьем. При этом гвоздь пронзал нервное сплетение и обездвиживал руку, которую в ином случае распятый инстинктивно пытался бы освободить и мог разорвать ткани ладони. Ноги устанавливались на небольшой ступеньке и прибивались с небольшим сгибом в коленях. Крест с телом поднимался на веревках и с глухим стуком падал в подготовленную ямку.

Затем распинавшие расклинивали его, чтобы орудие пытки стояло твердо. Все это причиняло неописуемую боль. Гвозди раскаленной кочергой жгли проткнутые нервы. Поднятие вызывало тошноту и головокружение. А самым болезненным было падение креста в яму. Удар отдавался болью в плечах и локтях, выворачиваемых под тяжестью собственного тела. У распятых случались вывихи, что усиливало мучения. И без того невыносимые мучения жертв усиливались деталями продуманными, исполняемыми и дополняющими ужасающую картину бесчеловечности происходящего. Смерть наступала от удушья. Из-за растянутости рук грудная клетка расширялась, дыхание затруднялось.

Единственным способом глотнуть воздух было мучительное подтягивание на руках и вставание на пробитых ногах, для чего, собственно, и делалась ступенька. Но невозможно было долго выдерживать боль в самой чувствительной части руки, куда с умыслом забивались гвозди, и страдалец со стоном повисал на руках, чтобы через минуту, судорожно глотая воздух, снова начать тянуться вверх.

От постоянного раздражения раны болели все больше. Кроме того, бичевание, превратившее спину в одну сплошную рану, трущуюся о грубое дерево креста, постоянно напоминало о себе, заставляя все тело сжиматься в конвульсиях. Ни минуты отдыха, лишь непрекращающееся движение вверх и вниз по кресту за несколькими вздохами, плата за которые взималась кровью и болью. По причине повреждения множества кровеносных сосудов приток крови к мозгу начинал превышать отток, что вызывало повышение давления и жестокую головную боль. Дикое, неестественное страдание. Таким оно и задумывалось.

Именно такую смерть принял наш Спаситель, добрый Пастырь и Блюститель наших душ. Страшно представить себе Его, в нечеловеческих мучениях тянущимся за глотком воздуха. И еще страшнее понимать, что такой была плата за наши грехи, цена нашего искупления.